Новости со всего мира
Bitcoin
$86,381.65
-230.69
Ethereum
$2,824.64
-105.32
Litecoin
$74.90
-4.33
DigitalCash
$37.60
-2.6
Monero
$426.02
+0.75
Nxt
$0.00
-0
Ethereum Classic
$11.93
-0.54
Dogecoin
$0.12
-0.01

Светлана Сурганова: чтобы «завтра» состоялось

Содержание

«Все будет»

— Было несколько вариантов названия, самый первый: «Пазлы» — по одной из «песен-старожилов» пластинки. Мне понравилось это слово по своему смыслу. Вся наша жизнь соткана из огромного количества фактов, нюансов, людей, событий – и задача из этих маленьких лоскутков каждому сшить свое полотно. Сами песни, которые входят под одну обложку, достаточно разноплановые – вместе они тоже напоминают коллаж из пазлов. Все хорошо в этом названии, но — фонетически неблагозвучно! Вот это «-злы» — меня смущает: в русском языке оно ассоциируется с чем-то не очень добрым.

На итоговое название альбома сподвигла песня из второй его части — «Завтра». Основным рефреном в ней звучат слова: «Все будет завтра». Она еще в черновом варианте зацепила Настю Полеву (советская и российская рок-исполнительница, автор песен – ред.) – и у нее сразу возникли бэквокальные идеи. Благо мы находились в студии, я тут же включила микрофон – и мы их записали. Тогда пришла мысль, что альбом нужно назвать «Завтра».

Но поскольку он двухчастный, первой части дали отдельное имя: «Все будет». В этом есть и интрига, и жизнеутверждающая, позитивная коннотация. Мы констатируем: ничто не заканчивается, все будет, и хорошее, и плохое, но будет – в этом надежда на жизнь, ее наполненность. А вторая часть – «Завтра» — как раз звучит немного неопределенно: may be «да», а may be «нет». И главная наша задача – чтобы это «завтра» состоялось.

— В нашем двойном альбоме 21 песня. Очко!

— Мы позволили себе творческий эксперимент… Все предыдущие альбомы создавались преимущественно на основе мелодических зарисовок, в основном моих, и некоторых музыкальных идей ребят (Дениса Сусина, Никиты Межевича, Валеры Тхая). А тут мы просто решили выехать за город – в прекрасное место Игора под Петербургом. Я очень люблю этот круглогодичный курорт, где зимой можно кататься на сноуборде и горных лыжах, учиться этому, а летом кататься на велосипедах, купаться. Мы сняли там коттедж, где оборудовали мобильную студию, и несколько гостиничных номеров. В течение двух недель парни приходили, как на работу, в две смены, в этот коттедж-студию.Светлана Сурганова на концерте

В тот момент я, как на грех, приболела и говорить могла крайне мало, тихо и шепотом. Поэтому выглядело это так: скрипучим голосом капитана Флинта я говорила: «Парни, ну-ка сыграйте что-нибудь в стиле Майкла Джексона! А теперь что-нибудь в стиле Веры Брежневой. А сейчас – группы Депеш-Мод, или Maroon 5. А потом что-нибудь среднее из Криса Ри и Юрия Антонова». Мы игрались в жанры. Ребята легко находили интонации, типичные для того или иного исполнителя, и сочиняли очень милые мелодии, импровизации. Получилось около 35 таких набросков.

Моя задача была отобрать те, на которые я могу написать или найти текст моих любимых авторов. Некоторые тексты родились у Ирины Фаренбрух, которая присутствовала на нескольких сессиях в Игоре. Текст «Ты прости» был взят целиком, остальные были переосмыслены и дописаны. В этом альбоме у меня появился еще один соавтор — Наталья Самсонова.

— Вторая часть стилистически менее привычна для нашего зрителя. В нее я отправила более артовые, нестандартные, сложные для восприятия вещи. Я эти две части так и называю: эстрадно-балладная и роково-артовая.

Кстати, вспомнила еще один вариант названия альбома: «Шизики и лирики», или «Лирики и шизики», если хронологически. Но идею такого наименования мало кто поддержал: «Слишком смело для промоушена».

— Из первой части – «Перрон». Потому что там фактически целиком мой текст. Последние строчки песни были написаны много лет назад, и они меня не отпускали все эти долгие годы. Весь текст размотан от финала к началу, и что удивительно – он родился за одну ночь, на одном дыхании. До сих пор не отболело…

— Это удивительная история, эксперимент. Есть чудесная семья Артамоновых, две сестры – Лена и Оля. Лена работает музыкальным руководителем в детском саду и играет на фортепьяно, сочиняет для себя. Несколько лет назад у нее появляется мечта, чтобы Сурганова исполнила одну из написанных ею песен, — и она присылает мне демозапись песни на стихотворение Цветаевой из цикла «Подруга». Мне искренне нравится, как она музыкально подает стихотворение – и я соглашаюсь на этот трюк. Более того, я приглашаю Лену, чтобы она сама исполнила партию рояля и переведенный на французский язык фрагмент стихотворения. Результат получился настолько хорош, что я решила эту песню включить в альбом. И мне очень радостно, что я смогла осчастливить этого красивого и талантливого человека.

— Действительно, очень многие люди присылают свое творчество. И если это вызывает во мне отклик, цепляет, я иногда могу процитировать, прочитать чьи-то стихотворения. Так когда-то случилось с сочинениями и Ирины Фаренбрух, и Михаила Щукина.

— Я всегда помню, что в зале сидят люди, которым творчество коллектива «Сурганова и Оркестр» небезразлично, интересно. И у меня априори возникает чувство благодарности. Я помню, что в этом зале — глубоко мыслящие и тонко чувствующие люди. Для меня каждый, кто пришел в зал, — мой собеседник. А к собеседнику нужно относиться так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. С вниманием и уважением. Я всегда пою залу так, как будто пою своему самому важному, близкому, любимому человеку. Может быть, поэтому и удается создавать эту доверительную, душевную, почти семейную атмосферу.Солистка группы «Сурганова и Оркестр» Светлана Сурганова во время выступления на фестивале «Нашествие 2015» в поселке Большое Завидово в Тверской области

— Важно изначально не допускать фривольностей и панибратства. Тогда задается правильный тон общения и дистанция. С одной стороны, это уважение и теплое отношение. С другой стороны, все-таки понимание, что у тебя есть своя личная территория, пространство, границы которого лучше не нарушать. Это можно дать понять тонко, никого не обижая. Тонко чувствующие люди это понимают и уважают.

— Достаточно остро реагировала раньше. Особенно если люди отстранялись, уходили. Это было обидно, возникала паника: как же так?..

— Сейчас с этим проще. Плод многих размышлений дает о себе знать. Не надо воспринимать временное охлаждение с чьей-то стороны в твой адрес как что-то окончательное и бесповоротное, как катастрофу и трагедию. Я люблю повторять себе и другим: пока мы живы, возможно все, любые ренессансы. Любая точка в отношениях может стать многоточием… Любые отношения могут выйти на качественно новый уровень, и это здорово. Паузы нужны в пути, они необходимы. И надо уметь воспринимать такие события, как остановку, отдых, паузу в пути.

— Да, давайте делать паузы в пути. Паузы в словах, как когда-то прекрасно написал Андрей Макаревич.

— Я, наверное, уже про себя поняла: я не играю музыку – я играю(сь) в музыку, экспериментирую. Кто-то любит плавать только в пресных реках или озерах, кто-то — в море, кому-то необходим океан. Мне интересно входить в разную воду.

«Рингтон сюита», например, — очень интересный и удачный опыт. И я благодарна Никите Межевичу (пианист «СиО» — ред.), так тонко развившему маленькие музыкальные фразы, которые рождались у меня. Отсюда и название «Рингтон сюита»: рингтон – маленькая мелодия, музыкальная фразка. Получились инструментальные шедевры в стиле минимализма. Сама иногда переслушиваю – и поражаюсь: как это вообще могло родиться в наших головах!

— Песня получилась в традиционном жанре баллады… Это важное посвящение для меня лично и для очень близкого мне человека. Была трагичная ситуация у него и мне тоже было что сказать…И чтобы как-то укрепить и высветлить память, была написана эта песня.Солистка группы «Сурганова и Оркестр» Светлана Сурганова. Архивное фото

— Ну, было несколько откликов в духе: «Ааа! Это что вообще за попса, куда вы катитесь?..»

Есть, и немалая, часть аудитории, которой необходимы острые переживания «на разрыв аорты», чтобы ощутить, что ты не одинок в своем переживании горя, кровопускания в песне… Но я меняюсь, и восприятие мира, и даже боли — уже несколько иное. Не то что она притупляется – она уходит в другие глубины. Океан же волнуется в верхних слоях, все штормы и брызги – снаружи, а в глубине — океан спокоен. Мои переживания уходят на другой уровень глубины, где уже, кажется, нет необходимости этого бурления, где другие скорости течения, другая степень осмысления.

Опять же: это такой период. Не факт, что я через несколько лет опять не начну бурлить.

— Пусть каждый в этой песне, да и в любой другой, находит свой ассоциативный и событийный ряд. В этом задача любого творчества… Нам хочется разгадать: а что же вложил автор в эту историю? Но мне кажется, намного важнее, чтобы это полотно вызывало твой личный ассоциативный ряд.

Конечно, такие песни как «Перрон», рождаются не на пустом месте. Это десятилетия переживаний, спрессованные в несколько куплетов. Это такая настойка! Может быть, 18-20-летней выдержки коньяк, мощный, благородный, с долгоиграющим послевкусием.

— Я же там вначале задаю вопрос: «Сколько надо жить изгоем, чтобы с паром отутюжить?..» Сколько, ну, сколько надо жить изгоем?

— Уже близка к этому. Часто задаюсь этим вопросом, и любую обиду стараюсь осознавать с точки зрения опыта, урока.

Александр Вертинский сказал: «Разве можно от женщины требовать многого?» Я бы это спроецировала на любого представителя рода человеческого: разве можно вообще от человека требовать многого? Потому что у каждого за плечами свои истории, свои травмы, с которыми кто-то справился, а кто-то морально убит. Если об этом вовремя вспоминать, обида уходит уже на 32-й план.Светлана Сурганова

— Важно отвлечься, не зацикливаться. В музыкальной технологии есть термин «луп» (от английского loop – звуковая петля), которым обозначают повторяющийся отрезок, рисунок, например, «барабанный луп». Так же и с психологией: когда человек зацикливается, происходит «лупирование» одной мысли, идеи, переживания. Как заезженная пластинка, начинаешь себя накручивать. В такие моменты важно сместить фокус внимания на другого человека, другое явление. В конце концов, подумай о самом себе хорошем: куда тебе идти и развиваться?

Ни в коем случае не надо себе присваивать другого человека. Никто никому не принадлежит. А обида-то возникает, когда человека себе присваиваешь, ожидаешь от него чего-то определенного. А какое ты имеешь на это право? На это только Господь Бог имеет право, это Его замысел. И каждый его реализует в меру своих способностей, интеллекта, духовного развития. Присваивая человека себе, как собственность, пытаешься играть роль Бога?.. Займись лучше собой, собственным путем.

— Безмерная печаль, потеря — со временем метаморфизировалась в диалог. Никто никуда не девается, все души бессмертны. Даже если человека не стало телесно, но вас действительно связывали тонкие вибрации – они никуда не делись. Просто переходишь в режим духовного, внутреннего диалога. И ждешь возвращения, встречи, возможно, уже в другом мире. Не надо отчаиваться.

А если речь о расставании и жизни порознь, тем более: ничто не вечно под луной, даже точки в отношениях.

— Вопрос присутствия тотальной любви. Известные мудрецы, философы говорили, что истинная любовь и воплощение всех слоев понятия любви – это любовь матери к младенцу. Мне кажется, отношение каждого человека к жизни должно быть таким же бережным. Тебя наделили инструментом под названием «тело», в котором суть – душа, непосредственный отпрыск Господа Бога. И ты как благодарное дитя должен ценить и хранить то, чем тебя наделили.

— Да. Для меня так точно уже лет 29 как Дар! И люди априори должны относиться друг к другу с терпимостью, всепрощением и долей поддержки, потому что мы все прекрасно понимаем, чем это все заканчивается (имеется в виду жизнь), как говорил Бродский.

Если мы живем в более-менее мирное время, у нас нет изматывающего заболевания, когда боль вынимает последние силы, мы, наверное, все-таки обязаны справиться с ситуацией. Господь терпел и нам велел,- часто приговаривала Зоя Михайловна (бабушка). Если Господь держит тебя на этой земле, дай возможность до конца отзвучать Его замыслу здесь, не прерывай его. Если Он Сам тебя не убирает, значит, ты обязан дозвучать.Выступление солистки группы «Сурганова и Оркестр» Светланы Сургановой

— Мне кажется, искреннее покаяние даст возможность сохранить жизнь. И потом самое правильное, думаю, назначить себе послушание, сделать что-то полезное для нуждающихся. Столько возможностей покаяться, замолить грех, переосмыслить все, принести пользу другим! И тогда это будет духовный путь, который преобразит и тебя и окружающее пространство, послужит вдохновляющим примером.

— Интересное своей парадоксальностью сочетание слов Ангел и Ржавый… Вообще понятие и образ ангела в творчестве «Сургановой и Оркестр» сквозит лейтмотивом: «Ангел ангел», «Ангел седой» на стихи Светы Голубевой… И теперь «Ржавый ангел» на стихи Дианы Эфендиевой.

— Да, выпуклые.

— Символичное животное. С одной стороны, вызывает страх и трепет своей суровостью… С другой – пиетет и уважение, поскольку волки моногамны, сохраняют союз на всю жизнь.

— Очень. Восхищает. Вообще умение выстраивать долговременные отношения – это определенный род искусства.

Еще тут сыграл роль образ Элен Гримо — прекрасной французско-американской пианистки, которая основала Центр сохранения волков и находит с ними общий язык. Ну, а если заглянуть вглубь веков, то, по преданию, Волчица вскормила Ромула и Рема, основателей Рима. У Киплинга волки помогают «Маугли».

Волчица — очень наполненный образ, и в мифологии, и в современной жизни. С одной стороны — ближайшее родство с собакой, животным, которое уже столько веков «лапа об руку» с человеком. С другой стороны – абсолютная дикость, самостоятельность, независимость, гордость, благородство.

— Благородство. Мне кажется, это сумма всех других положительных. Сюда можно включить и смелость, и доброту, и, конечно же, достоинство. Это то, что очень ценилось в XIX веке в России, в высшем сословии, когда было проще умереть, чем запятнать честь. Благородство и честь – для меня это синонимичный ряд.Группа «Сурганова и оркестр»

— Наверное, все из детства. Лет в 6-7 у меня было не очень удачное знакомство с одним псом. Его 15 лет продержали на цепи, а мне вздумалось покормить его вареными раками с ладошки. Видать, его давно подобным образом никто не кормил – и он так обрадовался, что решил съесть мое подношение вместе с ладошкой, и прокусил мне руку…

А когда я стала постарше и мне вздумалось заняться утренними пробежками в Таврическом саду, одна из овчарок, гулявшая без поводка, решила наброситься на меня – ощущение не из приятных, и единственная мысль: кусай что угодно, только не руки! Желание делать утренние пробежки отбило надолго, если не навсегда…

Кошки безопасней и не такие громогласные.

— Мне важнее преданность делу, преданность общему мировоззрению, духовному тандему. Преданность как зависимость – мне не интересна…Если собака предана потому, что ты ее кормишь, мне такая преданность не нужна. Она обусловленная и тяготит, ходит за тобой по пятам и всем видом говорит: «Вот видишь, как я тебе предан, предана! Видишь, что я готов для тебя сделать!» Преданность, ставлю знак равно служение – должно быть, на мой взгляд, деликатным, незаметным и своевременным, не выпячивающим себя.

— В каждом из нас замешан индивидуальный коктейль чувств, реакций, эмоций. Какое послевкусие и для кого может оставить твой коктейль?! Есть люди, готовые вроде бы сделать для тебя все, что захочешь, но ты совершенно не можешь общаться с ними — их коктейль для тебя слишком сладкий или слишком терпкий…

— С какого-то момента я перестала любить алкогольные коктейли, когда смешиваются принципиально разные напитки. Во-первых, после них себя хуже чувствуешь: это снаряд по печени — она оказывается в шоке и не понимает, каким ферментом что разлагать, на что кидаться в первую очередь. Так что текилу в шампанское лучше не лить. А вот купаж чайный, например, черный цейлонский байховый плюс иван-чай, – это мне сейчас интересней алкогольных экстримов.

— Лирический герой спрашивает сначала: «Кому?» И не находя положительного ответа, задает вопрос: «Зачем?» Это все обращения скорее к Богу: «Скажи мне, для чего я здесь, какова моя миссия? Я пока не нахожу ответа, не могу расшифровать Твой замысел в моем обличии, подскажи мой путь…»

— В творчестве, в работе, в поступках. Главное — найти себя, понять твое предназначение.

Не надо зацикливаться только на отношениях. Может быть, это не твой путь. Твой путь может быть в служении. Служении делу, самопознанию, развитию.Светлана Сурганова на благотворительном концерте в помощь детям Донбасса в Москве

— Если вспомнить Бродского, его же объявили тунеядцем, потому что он «ничего не делал» — нигде не работал. Но он писал стихи! А кто-то, может, пишет картины – и это его духовный путь. И неизвестно, кто больше привнес блага в этот мир – тот, кто работает на конфетной фабрике или танковом заводе, либо тот, кто пишет стихи и картины.

— Хлеба хватит на всех. Вопрос перераспределения благ. А вот с этим у нас, у человечества в целом, проблемы.

— Наверное, нужны некоторые изменения в ДНК человека – чтобы убрать ген алчности. Проблема в алчности, в жадности. На мой взгляд, это часть рабского сознания. Жаден тот, кто — раб собственных чрезмерных желаний. Ему надо, надо, надо — он боится, что без этого пропадет… Или взять имиджевое рабство: некоторым людям важно ощущать себя крутыми, иметь золотой унитаз или трехэтажную яхту. Подчас излишествами пытаются компенсировать бедность внутреннего духовного мира.

Вот, Диоген жил в бочке и радовался. А когда к нему пришли с предложением всех благ мира, сказал: пожалуйста, уйдите, вы мне загораживаете солнце. Чем меньше наполненности внутри тебя, тем больше требуется компенсации извне. И логическая цепочка нас выводит на то, что надо больше, больше, больше, злата, злата, злата, – растет мир потребительства, накопления.

Следующее звено цепочки – тот самый вопрос перераспределения. Потому что понятно, что все эти немыслимые богатства – они достигаются за счет чужого труда. И как с этим быть?.. Пока ген алчности живет и его странным образом всячески культивируют, причем в социумах разных стран, мир так и будет существовать.

Бедность, а точнее разумная аскеза, никогда не была в моде. Мое любимое сочетание – оптимальный минимум. Он должен быть в еде, в одежде, в транспорте. Излишества – не признак большого ума.

— Когда из излишества рождается красота, это другой вопрос. Конечно, спасибо тем богатым людям, которые, опять же эксплуатируя чужой труд, могли это сделать для культуры, позволить человечеству наслаждаться шедеврами. Но гениальные архитекторы, скульпторы, художники – они, как правило, не были обделены со стороны заказчика и могли жить в относительном достатке.

— Так интересна дуальность этого мира: человек априори одинок и одновременно не одинок. Он рождается в единственном экземпляре со своим уникальным набором хромосом, космической пылью внутри и вокруг, в определенный неповторимый момент и так далее… И все-таки человек не одинок, потому что он — часть Божественного начала, и у него всегда есть Собеседник – Бог. Если человек сам по глупости не отключится от своего главного Собеседника, он не будет чувствовать себя одиноким. Надо уметь слышать и слушаться.

— Надо исходить именно из того, чем ты дышишь, когда есть внутренний восторг. Лично у меня это «вау!» возникает, когда складываются мелодия, аранжировка или стихи. Второй момент: я вижу, что то, что у меня вызывает «вау!», вызывает «вау!» еще у других людей – десятка, сотен, тысяч. И тогда я понимаю: правильным делом занимаюсь, если мое «вау!» вызывает «вау!» у других. Третий этап осознания: значит, ты просто должен этим заниматься дальше, это твой основной вектор.

Дальше уже встает вопрос самодисциплины. Ну, хватит двигать мебель и страдать ерундой – займись музыкой, словом, сосредоточься. Выстрой свой тайм-менеджмент так, чтобы основная часть эмоций и сил уходила именно на основное дело, а не на суету сует. Понимаю Марину Ивановну, которую быт «убивал».

— Да, в оригинальной версии текста: «Там черт качает колыбель с младенцем». У меня с «чертом» как-то в голове не сложилось… И вообще вся коннотация песни с присутствием этого слова уводила меня не туда, не к моим вибрациям. И я взяла на себя смелость поменять «черта» на «Бога». Вообще слово «черт», особенно в этой песне, я бы не смогла транслировать. А когда появился «Бог», все пазлы сложились – и песня зазвучала и во мне, и в альбоме.Светлана Сурганова

— Нет света без тени, а тени без света. Зло – это то, что дает возможность проявить добро. Мир дуален. Пока еще мы живем в рамках двоичной системы: ноль – один (если переводить на язык цифр), день и ночь, белые и черные клавиши, «да» и «нет», добро и зло… По всей видимости, нужно и то и другое. Вопрос баланса, уместности и методов борьбы.

Мне сейчас пришел в голову роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Его персонаж Воланд, на первый взгляд, кажется воплощением всех злых сил и ада кромешного. Но если отнестись к нему повнимательнее, становится очевидно, что он занимался тем, что обличал человеческие пороки и выводил грешников на чистую воду. Тут зло – это ответная реакция, которая возникает там, где добро не может постоять за себя, где его недостаточно. Такое зло дает волшебный пинок, чтобы усилить добро.

«Завтра»

— «Флюгер», «Куратор», собственно песня «Завтра».

— Наверное, эта песня нуждается в некой расшифровке. В ней много метафор. Стихи были написаны как ассоциации и связь времен. Каждый куплет относится к определенной эпохе жизни нашей страны и особенно родного города – Питера.

Первый куплет – это эмоциональные зарисовки, как слайды, блокадного Ленинграда. «Каплю пролить нельзя, невозможно. Ночь надевает свой черный колпак», — речь идет о тех днях, когда ленинградцы приходили с ведрами на Фонтанку к проруби, доставали воду в сорокаградусные морозы и несли, боясь расплескать и уронить каплю, домой, чтобы как-то приготовить себе скудную еду на буржуйках. Это то, что мне рассказывали бабушка и мама.

Второй куплет «Ангел земляк дышит юго-восточным» — это раннее постсоветское время. Когда меняется политическая ситуация, когда мы уже чувствуем влияние стран Ближнего Востока, когда начинается серьезная миграционная история, когда идет смена и подмена понятий.

И третий куплет – апогей отсутствия целей, предельная степень безнравственности, похоти. Полная девальвация тех ценностей, ради которых совершали подвиг ленинградцы и погибали наши солдаты на полях сражений Второй мировой войны. Это разочарование по отношению к тому, как мы обошлись с тем, за что погибали наши соотечественники.

— Цельность, обязательность и основательность. В частности, в подходе к образованию, к своей профессии. Сейчас, к сожалению, мы утрачиваем профессионалов. Многими процессами начинают руководить дилетанты или люди, поставленные свыше (чаще по родственному принципу, а не профессиональному).

— Да, менеджерская эпоха — она удаляет с поля игры профессионалов. Говорю это по опыту бесед со многими друзьями из разных областей. Некоторые даже потеряли работу, потому что отказываются трудиться в этой схеме, когда мало понимающие по сути чиновники начинают влезать в процессы и пытаться руководить ими. Я считаю, что это пагубно.

Потом — потребительство, переизбыток товаров низкого качества, однодневок, что вынуждает человека покупать все новое и новое. Раньше купил автомобиль – и он у тебя может ездить 50 лет. То же касается холодильников, чайников и так далее. Сейчас же ты должен покупать-покупать-покупать, а для этого много работать-работать-работать, без продыха, а это, в свою очередь, отупляет мозг. Человек оказывается настолько истощен, что остается только купить пива и упереться взглядом в футбол. Получается порочный замкнутый круг, всю опасность которого многие пока просто не осознают. Это культурная деградация.Спектакль «Плавание» с участием Светланы Сургановой

В советское же время, если говорить о его плюсах, потребление было на более разумном уровне. На товар ставился знак качества, и, как правило, люди радели за то, чтобы плоды их трудов соответствовали этому знаку и служили годами. Сейчас приоритет сместился: товар как будто выпускают таким, чтобы он скорее вышел из строя и потребитель вынужден был купить новый.

— К выпячиванию себя, индивидуальной раскрутке. Главное – количество, миллионы подписчиков, просмотров в инстаграме, тик-токе, лайков в соцсетях и так далее. Безусловно, там есть интересные и заслуживающие внимания ролики и мысли. Но все это в целом чрезмерно и создает иллюзию легкого достижения успеха. Нет проработки, углубления в суть явления или действия. Очень все поверхностно, потому что «надо быстрей, быстрей, быстрей» — бесконечная гонка и спешка. Такая фаза экстенсивности развития человечества, наверное.

— Если говорить о производстве, думаю, надо формировать имидж качественного производителя. Например: «Наш автомобиль – залог того, что вы проедете миллион километров». Как до сих пор делают некоторые японские марки.

— Моей машине десять лет, и у меня к ней ни единой претензии, это Митсубиси Паджеро, мой надежный друг.

В новых современных автомобилях много дополнительных автоматических функций, электроники, и, с одной стороны, это удобно, но с другой – это расхолаживает водителя и снижает бдительность. «Сиди, не крути головой, вообще не двигайся – машина сама тебе все подскажет», — это опасная тенденция. У меня нет датчиков слепой зоны, но мне не лень повернуть голову, корпус, посмотреть во все зеркала – и после этого сделать маневр. Вообще шевелиться полезно.

— Я начинаю день с благодарности. Во-первых, за то, что я проснулась, вижу, слышу, хожу, нюхаю (что сейчас очень актуально). Слава Богу, нет военных действий. Вот, правда, выстрелы с полигона…

— Мне сложно сказать, но даже один выстрел в неделю для меня – часто: весь дом подпрыгивает, а потом снова складывается по бревнышку. Хорошо бы этот стрелковый полигон (под Всеволожском – ред.) перенесли подальше от населенных пунктов.

— Это посвящение мальчику, который год и девять месяцев был в вегетативном состоянии. Наверное, самое тяжелое наказание, которое может случиться с человеком и его родными. И это обратная сторона медицины. Человеку не оказали вовремя реанимационных мероприятий, когда запал язык, остановилось дыхание, сердце… Но он до конца не умер, а впал в вегетативное состояние: вроде бы дышит, вроде бы сердце бьется, завели, а коры мозга нет — он уже как личность не существует. А тело надо поддерживать, и это страшно.

Законодательство в этой области тоже пока несовершенно: кто на себя должен брать ответственность и выхаживать таких людей – непонятно. Это должно делать государство, потому что не каждая семья сможет сотни тысяч в месяц тратить на поддержание жизни человека в вегетативном состоянии на должном уровне.

Пограничное состояние не там и не тут. Все эти год и девять месяцев я пыталась влезть в шкуру этого мальчика и понять, что он чувствует, на каком уровне диалога с миром находится, и надо ли это ему.

— Да, вопрос открытый, особенно к медицине. Когда это посттравматическое вегетативное состояние, то еще есть перспектива. А если это состояние постгипоксическое, когда произошло удушье пациента из-за того, что у него запал язык и дежурный врач этого вовремя не заметил, то процессы в головном мозге совсем другие. Когда реанимационные мероприятия длятся более 20 минут, а кора головного мозга умирает после нескольких минут гипоксии, понятно, что это бесперспективная ситуация. Но врачу в день его дежурства труп не нужен – и вот: номинально человек жив, но только номинально. Понимаете, куда смещены приоритеты?.. Ради статистики – это пагубно, так не должно быть.

— Да, если бы у нас в прайм-тайм ежедневно по 10-15 минут звучали, например, монологи Михаила Семеновича Казиника (известный советский и шведский деятель культуры, скрипач, музыковед – ред.), то уже через несколько лет было бы качественно лучше состояние интеллекта и психики людей. Он сам об этом сказал, выступая в Совете Федерации, и я абсолютно с этим согласна.

Нужно создавать имидж, «что такое хорошо», вспоминать, как замечательно написал когда-то Маяковский, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Говорить о том, что хорошо – это надежно служащий товар; это специалист, который знает свое дело; и главное это щедрый человек, который тратит финансовый избыток не на покупку очередной яхты, а жертвует на больных, или иных нуждающихся в помощи. Это и есть образование и воспитание, которое должно начинаться с первых классов, даже с детского сада. Надо чаще смотреть в эту сторону, а не как кого обойти, обмануть, нагнуть, унизить, высмеять и позлорадствовать.Светлана Сурганова

— Очень хорошие тенденции. Эмоциональный интеллект, «уроки счастья» – интересные и важные темы, чтобы научать людей быть счастливыми, независимо от материальной составляющей, уметь сосредотачиваться на духовном.

— В созидании, в сотворчестве, в творчестве личном, в умении вести внутренний диалог с нашим главным Собеседником. А для этого твои контакты, антенны должны быть чистыми – чтобы ты мог ими воспринимать сигналы.

Вообще было бы здорово, если б в школах детишек учили пользоваться оптимальным минимумом – моя любимая формулировка. И почаще задавать себе вопросы: что нужно для счастья на необитаемом острове, какие десять самых необходимых предметов ты взял бы с собой?

Все излишки – они только отягощают, они делают твои крылья тяжелыми, свинцовыми, неподъемными. И от них лучше избавляться, чаще выносить мусор, не захламлять свою жизнь, быт. Например, если не пользуешься определенными вещами или одеждой — собери их и отдай нуждающимся, отнеси в церковь.

Счастье – в легкости, в том числе.

— Как ни странно, мне кажется, они друг другу не противоречат. Должен быть и здравый эгоизм: о себе не нужно забывать, это позволяется самому развиваться, обеспечивать духовный рост. Альтруизм – это чудесная возможность проявить свои умения на практике, сделать что-то конкретное в социуме, а заодно получить энергетическую подзарядку от благодарных людей, которым ты помог повысить витальность.

— А вообще все надо делать без расчета! Это априори для меня. Но все равно, даже если человек забыл или не подумал тебя поблагодарить, а ты улучшил качество его жизни, ты-то об этом знаешь. Сам этот факт уже и есть благодарность – благодарность пространства, часть которого ты гармонизировал.

«Пушкин Рядом»

— Пандемия – это в определенном смысле лучшее из того, что могло случиться с заигравшимся человечеством. Господь Бог еще очень лайтово с нами поступил: все-таки не развернулась Третья мировая война и не превратила мир в ядерное месиво. Коронавирус дал людям возможность задуматься, еще что-то понять и подрегулировать с наименьшими разрушениями для планеты. Человечество заигралось, накопились ошибки, которые нужно прорабатывать, исправлять. Но не факт, что мы сделаем из пандемии правильные выводы…

СМИ подливают масла в огонь и усиливают эмоциональное напряжение, доводящее людей порой до паники. Но я отношусь к этому спокойно, философски. Всегда лучше стараться минусы обратить в плюсы. И в связи с локдаунами и отсутствием концертов как раз появилось время – записать альбом, достроить «Пушкин Рядом».

Безусловно, не у каждого человека есть такие возможности, финансовая подушка, загородный дом, автомобиль. Я представляю людей, которые в коммуналках или отдельных клетушечках без балкона проводили это время взаперти, как это ужасно, особенно когда запретили прогулки в парках.

— Это просто бред, притом что во многих городах работал метрополитен и другой общественный транспорт, летали самолеты с замкнутой системой вентиляции – вот это основные рассадники инфекций, а не парки. И не концерты, которые можно проводить с соблюдением дистанции между зрителями и на открытом воздухе. Если бы все в мире действительно хотели побороть инфекцию, думаю, точки приложения ограничений были бы другими, но все же упирается в финансы… Для меня перекосы и двойные стандарты очевидны.

— В целом, наверное, нет другого выхода, чтобы держать под контролем и регулировать такое огромное число людей, как сейчас на планете, и чтобы в этой человеческой массе не давать распространяться таким негативным явлениям, как эпидемии, терроризм. Хотя, кому очень надо, тот пронесет и взорвет бомбу, это запретительными мерами сложно искоренить — необходимо образование, просвещение.

Но это оцифровывание, конечно, неприятно. И я не хочу постоянно подвергать свой организм манипуляциям с воздействием белка прививки, особенно учитывая то, что вирусы мутируют… Нужно повышать иммунитет.

— Не бояться. Контрастный душ, свежий воздух, умеренная физическая нагрузка, позитивный эмоциональный фон, правильные книги, музыка, правильно общение с людьми, живая энергия. Не сидеть в онлайне, а если и сидеть, то смотреть только полезные передачи.

— Я прошу у Него сил справиться со сложностями, испытаниями и оградить меня от глупых случайностей, маньяков, вирусов, разрушительного событийного ряда. Не стоит давать страху возможность полностью завладеть тобой. А для этого можно просить у Бога присутствия духа даже в самых сложных ситуациях.

— Моя задача — предложить пространству, миру – созидающую энергию. Чтобы талантливые люди, для которых это даже не основной род деятельности, могли транслировать в свет онлайн и оффлайн свои интересные песни, стихи, музыку, свое тонкое и глубинное отношение к жизни.

Арт-пространство позволяет пригласить 30-50 слушателей непосредственно в зал и транслировать концерт на YouTube-канале и в соцсетях. Планируются не только концерты и поэтические вечера, но и театральные постановки, лекции.

— Главными вдохновителями были мои друзья. Это люди, творчество которых я очень люблю на протяжении многих лет: Катя Шимилева, Петр Малаховский, Евгения Венлиг, и относительно недавние друзья, как Володя Розанов, и, конечно же, чудесные поэты Светлана Лаврентьева (она же Кот Басё), Кира Левина.

Арт-пространство может принимать и театральные коллективы. Так, Театр Дождей уже представил в «Пушкин Рядом» песенный вечер, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда. А студенты Маргариты Бычковой (заслуженная артистка РФ – ред.) Санкт-Петербургского института кино и телевидения показали чудесную поэтическую композицию в день рождения Александра Сергеевича. Это очень впечатляется, когда 15 энергетически заряженных молодых людей одновременно, с особой хореографией читают поэму «Медный всадник».

В «Пушкин Рядом» выступило уже немало чудесных музыкантов. В их числе Игорь Заливалов и Софья Бридж, Боря Баринов, Борис Пинхасович, Олеся Петрова. Записи можно найти на YouTube-канале «Пушкин Рядом».

— Мне интересно работать в формате фактически квартирника. Это дает совершенно уникальное качество взаимодействия артиста и зрителя. Доверительное, интимное, глубинное восприятие – на расстоянии вытянутой руки.

Плюс «Пушкин Рядом» — это и студия звукозаписи группы «Сурганова и Оркестр», своя репетиционная база.

— Был соблазн начать раскручивать пространство с уже медийных лиц… Но я подумала, что это лучше будет потом, если им интересным покажется. В наших стенах уже звучали, например, стихи Светланы Лаврентьевой, — для меня большая честь. И почту за честь, если у нас выступят и Вениамин Смехов, и Михаил Казиник, и Татьяна Черниговская.

— Это такая удача, что коммунальная квартира на канале Грибоедова, которую я расселила и где появилось наше арт-пространство, географически находилась в интимной близости с Пушкинским домом. На нем висит мемориальная доска: «В этом доме жил Александр Сергеевич Пушкин с 1816-го по 1818-й год». Этот факт и вдохновил на название: «Пушкин Рядом».

И для русскоязычного человека, особенно для питерцев, ленинградцев, любителей изящной словесности имя Пушкин – очень знаковое, сакральное. Это наш импринтинг с самых малых лет. Инъекция поэзии для многих начинается именно с Пушкинских стихов, поэм, сказок. Это наш духовно-поэтический, интеллектуальный прародитель. Пушкин — действительно «наше всё».

— На одном из первых. Хотя его стихи даются мне сложнее других в плане запоминания. Ахматову, Бродского, Ахмадуллину проще выучить.

Пушкин мне, на данном этапе развития, больше всего интересен и привлекателен как личность, деятель с очень импонирующим мне характером. Восхищают его многослойность, многогранность, неоднозначность, его невероятное трудолюбие и умение работать с текстами, ученость и профессионализм с самой большой буквы. Если он изучал предмет, то погружался в него — никакого намека на дилетантизм. Если он говорил, это было очень взвешенно, изучено, продумано. И вместе с тем такой живой, взрывоопасный, дерзкий, влюбчивый, доверчивый, с потрясающим чувством юмора и кодексом чести!

Не побоюсь сказать, что как мужчина – это мой кумир. Поиграть бы в машину времени!

— Верю, что душа бессмертна.

— Да, в то, что у животных есть душа, мне свято верится. И я с каждым животным общаюсь, исходя из этого.

— Человек часто в силу своего характера, эмоционального склада, условий жизни придумывает себе легенду, в которой ему комфортней жить, верить и надеяться.

Для меня все в явленном мире, и душа тоже, есть волны, энергии и взаимообмен энергий, перетекание из одного вида в другой. Тело – это одежка, оболочка, которая изнашивается и сбрасывается. И затем, возможно, ты эту душу несешь в следующем теле, потом в следующем…

— Да, все, что вы перечислили, соответствует кругу интересов – он широкий, безграничный. Все, что позволяет познавать этот мир, раскрывать его новые грани, – будет иметь место в «Пушкин Рядом».

— Концепция, что жизнь – всего лишь существование белковых тел, — мне не очень близка. Скорее интересны квантовая физика и представления о жизни как о взаимодействии энергетических полей, волн разной частоты, амплитуды. И то, что измерений точно больше трех и четырех, – тут я очень солидарна с Митио Каку (американский физик-теоретик японского происхождения, автор ряда научно-популярных книг и ведущий научных телепрограмм – ред.).Спектакль «Плавание» с участием Светланы Сургановой

Мне интересны тенденции развития современной психологии, квантовой психологии, некоторые стороны которой сейчас транслирует Екатерина Сокальская (петербургский психотерапевт), дизайн человека. Понимаю, как мало мы знаем… И сейчас на слиянии наук – астропсихологии, физиологии, медицины, психоанализа и многих других – возникают новые учения, которые позволяют нам лучше понять себя и других.

Ведь человек – все-таки стадное животное, и одна из главных наших задач – научиться взаимодействовать, не подавляя друг друга. Надеюсь, что новые науки, возникающие на стыке дисциплин, позволят находить безболезненные точки соприкосновения и выстраивать нетравмирующие схемы взаимодействия.

— Очень музыкально отношусь: звучит – не звучит. Потому что мелодия – это тоже порядок нот. Понятно, что каждый по-разному воспринимает музыку. Кому-то, например, 9-я симфония Малера покажется просто набором звуков, какофонией, шумовым эффектом. А у другого слушателя она вызовет невероятный ассоциативный ряд, бурю эмоций – и он сможет найти для себя новые пласты восприятия мира.

Для меня пространство тоже звучит. Даже то, как стоит мебель, — важно. Если я, например, поставлю шкаф сюда, или кресло сюда – оно уже не звучит, это для меня диссонанс, негармонично для меня или моего теперешнего состояния. Когда лишние вещи, захламленность в пространстве – они как фальшивые ноты, не звучат или становятся шумом, от которого хочется избавиться.

— Да, и «поэтому у меня все везде разбросано». Не поверю! Например, Цветаева не могла начать рабочий творческий день, пока не было порядка на ее любимом дубовом столе. И многие, многие так.

С другой стороны, если в тебе царит хаос – значит, так в тебе звучит пространство… Это не приговор, что ты не сможешь создать стройную мелодию или интересный текст! Но для меня точно есть взаимосвязь внутренней, интеллектуальной работы и быта вокруг.

— Для меня смысл — структурировать пространство, структурировать ноты, создавать свои картинки, звуковые, внешние, интерьерные, во взаимоотношениях… Так, чтобы все это гармонично звучало, даже в быту. И к тому, как стоят зубные щетки и лежит тюбик с пастой, можно подойти творчески. Все вокруг может звучать – и гармонизировать меня или же влиять деструктивно. Это поиск гармонии, того, что во мне откликается.

— Да, как пазлы складывать.

Комментарии закрыты.